В секции «физика» было зарегистрировано 25 работ. В целом Иркутская область, как и сам Иркутск по количеству работ представлены слабо, очень много работ Ангарского лицея №2, Иркутского лицея №2, Усолье-Сибирское (2 работы), Тулун (2 работы), Бодайбо (1 работа). Из представленных работ много интересных. Но не во всех работах есть соответствие названия и тому, на что делается основной акцент. Это, как правило, не вина автора доклада. Ряд исследований был осуществлен на достаточно высоком научном уровне. Участники были разных возрастов и соответственно уровень подготовки и знаний тоже сильно ранжируется. Конференция называется "МЫ ПОЗНАЕМ МИР", поэтому открытия для каждого возраста свои, для 4-го класса сила Архимеда, для 11-го класса нанотрубки. Научно-технической тематикой выбивались учащиеся старших классов. Многие из представленных работ по ощущениям могут соотноситься с курсовыми работами студентов 3-го курса физических специальностей. При этом встает вопрос, а насколько ребенок действительно участвовал в этой работе. Один из самых важных моментов – это момент самоопределения школьника, нахождение своего собственного места в мире, а не следование по указке из вне. И тогда для ребенка не важно, если учитель говорит, что эта тема самая важная – он может найти что-то свое не встраиваясь в существующую машинку. В этом отношении приятно радует, что учителя дают возможность выбирать темы, которые актуальны для детей.
Проблема вечного двигателя в работе «Вечный двигатель - миф или реальность» (Миронов Алексей) во все времена вызывает массу дискуссий. И, несмотря на то, что основные постулаты физики «запрещают» существование такого двигателя, всегда находится человек которого эти вопросы волнуют вопреки запрету (и может именно поэтому).
Работа «Плавать может каждый» (Олухова Елена) наглядно демонстрирует как человек начинает втягивать в физику в свою жизнь. Если нравится плавать, то все образование начинает крутиться вокруг этого и физика втягивается по сопричастности.
В работе «Исследовательская работа на тему: «Радуга» (Захаров Артём) не просто как будущий ученый посмотрел на известное всем явление, но и показал, как надо делать презентацию более старшим товарищам.
Название «Знакомая незнакомка» (Алена Просекина) о соли демонстрирует тот самый взгляд ребенка на привычные вещи. Школьник входит в мир и смотрит в нем не на то, что есть (т.е. знакомо), а на незнакомое (как бы знакомое).
В ряде работ эксперты ставили достаточно критичные и жесткие отметки. В этом отношении приятно, что школьники умеют противостоять даже плохим оценкам. Вчастности Константин Прошутинский («Слюда как слоисто-поверхностный материал») раскрыл почему это ему интересно и уверено отвечал на вопросы. Умение действовать в такой ситуации раскрывает человека как хорошего будущего специалиста.
Оценивая работы по критериям, обозначенным БАО (научная грамотность и владение темой; количество вызванных вопросов и ответы на них; качество видеопрезентации), можно выделить ряд работ.
В плане научной грамотности работы, владения темой и комментариями к работе выделяются следующие участники:
Миронов Алексей Сергеевич, «Вечный двигатель - миф или реальность»;
Анастасия Дмитриевна Левченко, «Исследование изменения рельефа поверхности тефлона»;
Олухова Елена Вячеславовна, «Плавать может каждый»;
Пинегин Константин Владимирович, «Выгодно ли водородное топливо».
По количеству вызванных вопросов и ответов на них:
Миронов Алексей Сергеевич, «Вечный двигатель - миф или реальность»;
Алена Михайловна Просекина, «Знакомая незнакомка»;
Анастасия Дмитриевна Левченко, «Исследование изменения рельефа поверхности тефлона»;
Олухова Елена Вячеславовна, «Плавать может каждый».
Качество видеопрезентации:
Захаров Артём Петрович, «Исследовательская работа на тему: «Радуга»;
Пинегин Константин Владимирович, «Выгодно ли водородное топливо»;
Олухова Елена Вячеславовна, «Плавать может каждый».
Хотелось бы поблагодарить ребят за участие, а учителей за создание для школьников условий, в которых они могли бы учиться искать свой собственный путь.
Экспертная группа Института солнечно-земной физики СО РАН:
Васильева Лариса Александровна,
Жданов Дмитрий Андреевич,
Олемской Сергей Владимирович,
Ясюкевич Юрий Владимирович