Фамилия, имя, отчество автора работы (полностью): Урдаева Ирина Владимировна
ФИО, должность руководителя работы: Гаврилова Маргарита Архиповна, учитель математики
Образовательное учреждение, город: Усть-Ордынский, МОУ Усть-Ордынская СОШ №1 им. В.Б.Борсоева
Класс: 9 "б"
Название работы: Золотое сечение в искусстве
Тезисы работы:
-----------------
Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – теорема Пифагора,
другое – деление отрезка в среднем и крайнем отношении.
И.Кеплер
Цели работы:
1. Получение более полного понятия золотого сечения
2. Пополнение общего кругозора
3. Получение знаний о применении золотого сечения на практике
Интерес к этой теме возник у меня потому, что я интересуюсь искусством. А в таких видах искусства как живопись, скульптура и архитектура часто используется пропорция золотого сечения. В моей работе рассматривается гипотеза золотого сечения как одной из главных мер красоты.
Деление отрезка в крайнем и среднем отношении было известно еще в древности. Принято считать, что вещи, созданные по законам золотой пропорции, зрительно воспринимаются лучше, смотрятся гармоничнее, дарят эстетическое наслаждение.
В дошедшей до нас античной литературе деление отрезка в крайнем и среднем отношении впервые встречается в «Началах» Евклида (ок. 300 лет до н. э.), где оно применяется для построения правильного пятиугольника. Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл это отношение «божественной пропорцией». Термин «золотое сечение» (goldener Schnitt) был введён в обиход Мартином Омом в 1835 году.Золотое сечение равно 1, 61803398…
В наше время Марк Барр вводит букву «ф» — в честь древнегреческого скульптора Фидия (род. в начале V в. до н.э.) - для обозначения золотого сечения. Золотое сечение как божественная мера красоты в искусстве использовалась еще со времен греков.
Древнегреческие деятели искусств, использовавшие золотое сечение в своих работах:
• Фидий (статуя Зевса Олимпийского и Афины Парфенос),
• Поликлет (скульптура «Дорифор»)
Более поздние скульпторы:
• Леохар («Аполлон Бельведерский»)
• Микеланджело Буонарроти («Давид»)
Золотое сечение возможно в работах таких художников, как
• Леонардо да Винчи («Мона Лиза», «Тайная вечеря»)
• Сандро Ботичелли («Рождение Венеры»)
• Рафаэль («Бракосочетание Святой девы», «Афинская школа»)
• И.И. Шишкин («Сосновая роща»)
Памятники архитектуры, созданные на основе золотой пропорции:
• Египетские пирамиды
• Парфенон
• Церковь Покрова на Нерли
• Покровский собор на Красной площади
Скорее всего, люди узнали о золотом сечении при внимательном изучении природы, т.к. многие растения и животные (в частности человек) созданы по этой пропорции. Они заметили эту божественную меру красоты и начали применять ее в своих работах.
-----------------