Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.
Ученье — свет, а неученье — тьма. Дело мастера боится, и коль крестьянин не умеет сохою владеть — хлеб не родится.
На примерах учимся.
Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно!
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь!
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Кто умеет — делает, кто не умеет — учит.
Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
Нет лучшего учителя, чем несчастье.
Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю.
Как в утлый мех воду лить, так безумного учить.
Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя.
Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Успехи науки — дело времени и смелости ума.
Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения.
За ученого трех неученых дают.
Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.
Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим.
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
Непрестанно учась, к старости я прихожу.
И у врага дозволено учиться.
. Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову.
Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.
Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
Долог путь поучения, короток и успешен путь примеров.
За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю... Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь двадцать лет, стоял за них смолоду, на старости не покину.
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь.
Наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни.
Обучать есть дело долга, развлекать же — дело уважения (к слушателям).
На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире.
Безграмотность доверчива и легкомысленна.
И радость, и утешение — в науках.
С тех пор как мир возник во мгле, Еще никто на всей земле Не предавался сожаленью О том, что отдал жизнь ученью.
Тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит.
В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества!
Образование людей должно было начаться пословицами и должно кончиться мыслями.
Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить.
Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим.
...Если вы хотите вознаградить честность, если хотите поощрять добро, подталкивать нерадивых, искоренять зло или исправлять недостатки, просвещение — широкое всестороннее просвещение — вот единственное, что требуется, вот единственная достойная задача.
Учитесь у всех, не подражайте никому.
Ученый может понимать невежду, потому что он сам был таковым в детстве; невежда же не может понимать ученого, ибо никогда таковым не был.
Образование — лицо разума.
Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно.
Хорошо учит говорить тот, кто учит хорошо делать.
Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого.
Книжная ученость — украшение, а не фундамент.
Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе.
Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.
Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время.
Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.
Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.
Коли пожрет синица орла, коли камение восплывет по воде, коли свиния почнет на белку лаяти, тогда безумный уму научится.
Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.
Самое главное — это прививать вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью.
Не всякий возраст подходит для школьной учебы.
Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник.
Досуг без занятий наукой — это смерть и погребение живого человека.
Наука — великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.
Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Учиться надо всю жизнь, до последнего дыхания!
Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года жизни, не мечтал бы занять высокий пост.
Науки юношей питают, Отраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут...
Когда совершенный человек обладает большими знаниями да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок.
Ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом.
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
Наука — дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.
Истинные науки — те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на языки спорщиков. Истинная наука не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и доступных познанию начал постепенно продвигается к цели при помощи истинных заключений, как это явствует из первых математических наук, называемых арифметикой и геометрией, т. е. числа и меры.
Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
Ученость — это сладкий плод горького корня. И
Всякий день есть ученик дня вчерашнего.
Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения.
Только для созидания должны вы учиться!
Наука - это организованное знание.
Говорится, что естественные науки подняли силу человека, дали ему какую-то неведомую мощь. Они, скорее, низвели природу до человека, дали возможность предугадывать ее мелкость, предугадывать, что по должном расследовании она будет того же порядка, как и природа человека.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Долго сам учись, если хочешь учить других. Во всех науках и художествах плодом есть правильная практика.
Наука требует всего человека, без задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания.
Учение — только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание...
Труд ученого — достояние всего человечества, и наука является областью наибольшего бескорыстия.
Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Ученый по преимуществу предназначен для общества: он, поскольку он ученый, больше, чем представитель какого-либо другого сословия, существует только благодаря обществу и для общества.
Учись, словно не можешь обрести и будто опасаешься утратить.
Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой».
Ученый по своему назначению есть учитель человеческого рода.
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания.
Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.
Наука — капитан, а практика — солдаты.
Совершенно очевидно, что из числа полезных в житейском обиходе предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.
Делами заработай право Других учить себе во славу.
Хуже всего то, что кто смолоду плохо обучен, тот до старости в этом не сознается.
Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.
Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой.
Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.
Не довольно того, что просвещение приносит народу и благосостояние, и могущество: оно доставляет человеку такое душевное наслаждение, с которым ничто не может сравниться. Каждый образованный человек чувствует это и всегда скажет, что без образования жизнь его была бы очень скучна и жалка.
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.
Я знаю только то, что ничего не знаю.
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Неученость не есть недостаток ума, а знание не есть признак гения.
Порядок больше всего помогает ясному усвоению.
Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
Самому умному философу трудно отвечать на глупые вопросы.
Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
Многие многознайки не имеют ума.
Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.
Наука — Обмен неведенья, где лишь одно Незнанье сменяется другим.
Занятия наукой питают юность и приносят усладу старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье.
Наука — это клад, и ученый человек никогда не пропадет.
Тот, кто щеголяет эрудицией или ученостью, не имеет ни того, ни другого.
Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Решись быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения!
Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.
Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными.
В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Ученый без трудов — дерево без плодов.
Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других — коровой жирною, что масло им дает.
В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными.
Мудрецы, мужи науки пробивают толщу знаний, Достигая вечной славы постоянством и дерзаньем.
В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
Научиться можно только тому, что любишь.
Наука есть не что иное, как отображение действительности.
Только когда сердце очищено от скверны, можно браться за чтение книг и изучение древности. Иначе, узнав про один добрый поступок, захочешь извлечь из него пользу для себя, а услыхав одно умное слово, захочешь оправдать им свои пороки. Учиться с такими мыслями в голове — все равно что «дарить оружие врагу и посылать провиант разбойникам».
Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею.
Как съедающие очень много не бывают более здоровы, чем употребляющие в пишу самое необходимое, так и истинно ученые бывают не те, которые читают многое, но те, которые читают полезное.
...Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки.
Ученость есть сладкий плод горького корня.
Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает постоянно о том, что он еще должен сделать.
Не столь прекрасно знать латынь, сколь постыдно ее не знать.
Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов.
Наука — это драма идей.
Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.
Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его.
Практика без теории ценнее, чем теория без практики.
Все преходящее — быстротечно, И лишь наука долговечна.
Ученость в дураке несноснее всего.
Все могущество науки направлено сегодня на укрепление Государства. Ни одному ученому не пришло в голову использовать свои знания для защиты личности. Здесь, пожалуй, полезным оказалось бы франкмасонство.
В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям своего сердца.
Истинный ученый — это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком.
Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.
Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
Кто посвятит свою жизнь служению науке, того имя и после смерти будет бессмертным.
Потребность в образовании лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.
Если самые замечательные открытия древних математиков охватываются теперь элементарной математикой... то это потому, что открытия сведены к фактам.
Ученый без дарования подобен тому бедному мулле, который изрезал и съел Коран, думая исполниться духа Магометова.
Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?
Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали.
Некоторые дети имеют привычку мыслить — одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от нее. Неудобные вопросы замалчиваются, за них даже наказывают. Коллективные эмоции используются для того, чтобы привить нужные взгляды, особенно националистического толка. Капиталисты, милитаристы и церковники сотрудничают в деле образования, потому что всем им выгодно, чтобы у людей развивалось эмоциональное отношение к действительности, а не критическое мышление.
Ученые весьма часто отличаются от нормальных смертных способностью восхищаться многословными и сложными заблуждениями.
Если кто-нибудь ищет общества образованных людей, если он живет постоянно с людьми, превосходящими его по уму, то он становится от этого просвещеннее.
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
Великая поэзия нашего века — это наука с удивительным расцветом своих открытий, своим завоеванием материи, окрыляющая человека, чтоб удесятерить его деятельность.
Наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых.
Умные не бывают учены; ученые не бывают умны.
Только со смертью догмы начинается наука.
Без примера ничему не выучишься.
Кто изучил науки, а к делу их не применил, словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался.
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
Учиться никогда не поздно.
В учении нельзя останавливаться.
Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.
Математика — единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос.
Тот, кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
...У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета.
Ученый уже в ранней молодости должен примириться с мыслью о том, что об окружающем его мире ему суждено знать очень немногое.