Фамилия, имя, отчество автора работы (полностью): Мелькова Ольга Павловна
ФИО, должность руководителя работы: Круглова Татьяна Николаевна, учитель истории
Образовательное учреждение, город: МОУ "Городская гимназия №1", Усть-Илимск
Класс: 8
Название работы: "В биографию планеты впишем мы свою строку" БАМ в истории нашей семьи
Выберите секцию: История
Адрес видеодоклада на youtube.com: http://www.youtube.com/watch?v=fbFRhmfkJ9g
Тезисы работы:
-----------------
Тезисы исследовательской работы
«В биографию планеты впишем мы свою строку»
БАМ в истории нашей семьи.
Автор: Мелькова Ольга Павловна, 8 класс,
МОУ «Городская гимназия №1», г. Усть-Илимск
Актуальность темы: БАМ – это великая стройка ХХ века. Часть магистрали проходит по территории Иркутской области – моего родного края. И, наконец, самое для меня важное, строительство Байкало-Амурской магистрали связано с жизнью и судьбой нашей семьи. Моя мама жила и работала на БАМе с 1977 по 1982 год, там пошёл в школу мой старший брат, и родилась моя сестра. Мне захотелось побольше узнать о жизни моих близких, о событиях тридцатилетней давности. Гипотеза - если сопоставить сведения, полученные из книг и учебных пособий, с семейными фотодоÐ
�ументами, воспоминаниями моих близких, записать и проанализировать эти рассказы, то получится своя история Великой Стройки. Объект моего исследования – Байкало-Амурская магистраль. Предмет исследования - жизнь и труд строителей Байкало-Амурской магистрали в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века.
Цель работы – выявить особенности жизни и труда строителей БАМа. Задачи: Изучить историю строительства Байкало-Амурской магистрали; осуществить обзор литературы по данной теме; собрать и систематизировать различные исторические источники по теме; подготовить презентацию и буклет «БАМ в памяти нашей семьи». Методы исследования: изучение литературы, анализ источников, интервью. Для достижения поставленной цели мной был решён круг необходимых задач. Я изучила историю строительства Байкало-Амурской магистрали, составила таблицу «
БАМ. Хроника основных событий»; осуществила краткий обзор литературы по данной теме; собрала и систематизировала исторические источники: интервью с моей мамой - Мельковой (Морозовой) Татьяной Вениаминовной, документы и фотографии. Мной подготовлена презентация и составлен буклет «БАМ в памяти нашей семьи», где собраны, отреставрированы и прокомментированы фотографии из нашего семейного альбома. Я рассматривала жизнь на БАМе глазами моей мамы – молодой, замужней, имеющей маленького сына, и не имеющей специального образования
женщины. В результате работы я пришла к некоторым выводам:
1. Немаловажным, основным, мотивом приезда на БАМ была возможность улучшить материальное положение семьи (даже частые болезни маленького сына не стали препятствием для принятия такого решения).
2. Зачастую, приезжающие на строительство магистрали, отправлялись на БАМ группой (либо вместе до этого работали, или вместе служили в армии, или были родственниками, как в истории нашей семьи). Видимо, так было легче, проще и надёжнее.
3. Жизнь в суровых условиях укрепляла товарищество и взаимовыручку – приезжали, чтобы заработать деньги, а, накануне возвращения домой, нажитое имущество не продавали (что, казалось, было бы разумным), а раздавали, оставляли соседям. Из отпуска везли редкие для тех мест продукты, и… угощали друг друга, делились.
4. Суровость природы, жестокие холода в этом краю, дополняла такая экзотика, как «стелющаяся по земле кедрушка», река, на одном берегу которой пляж, а на другом – добывают золото, «мы в золоте купались».
5. При существующем в то время в стране товарном дефиците на БАМе «было хорошее снабжение. Вещи с Японии поставляли».
6. Очень низкий уровень медицинской культуры. Антисанитария в детском и лечебном учреждениях посёлка. Небережное и небрежное отношение к такой ценности, как человеческое здоровье, жизнь (сравните с японцами, которые на строительстве тоннеля всюду ходили с дозиметрами). Думаю, что эти выводы дополнят и углубят наши представления о жизни на БАМе.
Собранный мной материал можно использовать как на уроках истории и географии, при изучении соответствующих тем, так и во внеклассной работе.
-----------------